Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Стратегическое мышление или как поймать тигра в клетку

Опубликовано 12.01.2015

Также для успешного выстраивания интеллект-карты личной эффективности и формирования жизненной программы важно вспомнить о том, что каждый человек изначально наделён стратегическим мышлением. Просто в ходе нашей жизни, стратегическое мышление у большинства людей притупляется из-за отсутствия необходимости использования.

Как это работает?!

Мы уже разбирали пример с «собакой». И что у каждого человека своя «собака» в голове. Но сейчас нам необходимо учесть ещё один феномен данной «собаки». Дело в том, что эти самые «собаки» тем больше разнятся, чем меньше мы понимаем смысл терминологии.

Например:

«Нам так нужны мотивированные сотрудники!» — крик души практически любого руководителя.

Вызвать у себя мотивацию (раньше это называлось простым словом «заинтересованность») и суметь мотивироватьзаинтересовать») других — вот о чем столько говорят и к чему так стремятся, ведь мотивация — действительно важнейшая составляющая успеха.

И что самое интересное, как только мы называем слова своими именами, они тут же приобретают для нас смысл. Вещи встают с головы на ноги. А мы начинаем понимать смысл и придавать значение термину.

Так вот. Один из ключевых терминов стратегического мышления и управления – это «стратегия». Понятие «стратегия» тоже не однозначно для всех людей.

Давайте разберёмся, что оно означает?!

Ответьте, пожалуйста, ниже на вопрос: «Как поймать тигра в клетку?»

Ваши варианты:

  1.  

 

  1.  

 

  1.  

 

  1.  

 

  1.  

 

  1.  

 

Я думаю, что вполне достаточно. Теперь, все варианты, что Вы написали в таблицу – есть СПОСОБЫ! И, действительно, стратегия по-русски – это способ! То есть, наиболее общее описание действий, направленных на достижение планируемого результата. А вот тактика – это уже набор конкретных измеримых задач.

Давайте пойдём дальше в деле поимки Тигра и восстановления функции стратегического мышления.

В жизни любого человека есть четыре основные стадии научения:

1 Стадия научения: Я не знаю о том, что Я не знаю!

Маленький ребёнок, когда рождается на свет ещё не обладает признаками самосознания. Для него всегда всё в новинку и в диковинку. Но, постепенно в 2 – 2,5 года, жизнь начинает обретать смысл и наступает:

2 Стадия научения: Я знаю о том, что Я не знаю!

Как-то утром, ребёнок заглядывает в ванную и… опаньки! Мама с Папой там что-то делают! И Мама с Папой начинают объяснять: «Понимаешь, доченька/сыночек, мы чистим зубки. Чтобы там не завёлся червячок на диване с чемоданом и телевизором. А потом не пришлось его выгонять с помощью бор-машины. Итак, ребёнок уже знает, что зубки необходимо чистить, но пока ещё не знает как это правильно делать. И он переходит к стадии активного научения:

3 Стадия научения: Я знаю о том, что Я знаю!

Ребёнок уже не просто знает что надо чистить зубки, но и тщательно за этим следит. Кстати, вопрос:

Вы хотя бы иногда чистите зубы? ДА/НЕТ (нужное подчеркнуть)

О чём Вы думаете, когда чистите Зубы?

Вот это и есть:

4 Стадия научения: Я не знаю о том, что Я знаю!

Это стадия шаблона, автомата, кухонного интеллекта. Эта стадия значительно облегчает нашу жизнь. Те, кто ездит привычным маршрутом, никогда не задумывается о том, где и когда надо совершить пересадку или в какие двери транспорта лучше всего сесть! Кто водит автомобиль, никогда не задумывается над тем, что необходимо сделать, чтобы автомобиль начал движение или совершил манёвр. Часто бывает ситуация, когда утром встал, а в сознание пришёл на работе. А вот как добрался – не помню?! Ну, у некоторых бывает и наоборот… В сознании уходил с работы, а вот как добрался домой – не помню… Не самый лучший вариант, но хорошо демонстрирует функции внутреннего автопилота. Это и есть 4 стадия.

Наиболее характерно эта стадия проявляется на некоторых наших коллегах.

О! Семён Семёныч пошёл в сторону кухни! Значит время 9.40, к гадалке не ходи!

Замечали подобное?

Так вот, именно 4 стадия научения, является тормозом для стратегического мышления! Мы больше ориентируемся на привычные алгоритмы и стереотипы, чем на ситуационный анализ или системное мышление, что в свою очередь и является первым уровнем стратегического мышления.

Давайте вернёмся к вопросу: Как поймать Тигра в клетку?

Заполните, пожалуйста, небольшую анкетку:

 

ДА

НЕТ

У меня дома есть телевизор

 

 

Я знаю о том, что есть канал Discovery про животных

 

 

Я был(а) хоть раз в Зоопарке

 

 

Я знаю какой Он – Тигр и могу его описать

 

 

А теперь опишите, пожалуйста, Тигра. Какой ОН:

  1.  

 

  1.  

 

  1.  

 

  1.  

 

  1.  

 

Из Вашего описания вытекает очевидный ответ:

Как поймать Тигра в клетку? – Никак! Тигра в клетку не существует! Он в полоску!

На этом шуточном, даже несколько детском примере, я хотел продемонстрировать Вам как важно уметь отказаться от шаблонов и стереотипов, которые насыщают нашу жизнь при принятии важных решений! Тем более, если от этих решений зависит именно наша жизнь, наш успех, наше счастье, наше благополучие! Стратегическое мышление всегда находится на 1 Стадии научения. Умение отбросить все известное и оценить ситуацию с разных сторон – это жизненный успех, как минимум, на 50%.

Развитие гибкости ума – это способ (помните? Стратегия) быть открытым(ой) всему новому, быть счастливым(ой) в процессе изменений, быть готовым(ой) к любой ситуации. Подумайте об этом: если в Вашей жизни есть проблемы или трудности, то так происходит только потому, что Вы держитесь за желаемый исход дел – за то, что удобно. Если Вы освободитесь от этого желания, то перемена станет не такой уж и плохой штукой. Новое – это просто другое, и оно может быть хорошим, если Вы примите это и уведите в нём возможности.

Опубликовать в социальных сетях